![]() ![]() ![]() | |||
![]()   | |||
|
Старообрядчество в Вятском регионеОдни из первых упоминаний о староверах относятся к концу XVII века, когда из Кержанских лесов на Вятку направляется поток "крестьянского раскола". В крае появляются участники Соловецкого восстания 1667-1678 годов и т.д. Постепенно старообрядцы поселяются во многих отдаленных районах Вятского региона. По данным 1887 года в Вятской губернии жило 8799 единоверцев, 104523 старообрядца. После Указа о веротерпимости 1905 года число староверов возросло. Старообрядчество было распространено во всех уездах губернии, кроме Котельнического. По данным официальной статистики, наибольшее количество составляли приверженцы белокриницкого (австрийского), даниловского и федосеевского согласий.Как и в других регионах Рссийского государства в Вятском крае старообрядческая культура демонстрировала некоторые особенности в сохранении и развитии этнической традиции. Прежде всего, ряд специфичных черт выявлялся в хозяйственной деятельности. Выработанный на протяжении длительного времени своеобразный иммунитет к экономическому развитию в неблагоприятных усвловиях, к преодолению трудностей, религиозная аскеза с ее рациональным и, может быть, чуть заниженным потреблением, способствовали созданию прочного, комплексного и развивающегося вида хозяйства и продуманной организации труда в старообрядческой культруре. Это не совсем соотносится с мнением о старверчестве как о только направленном в прошлое, регрессивном историческом явлении. Особая религиозность позволяла крестьянам старообрядцам в Вятском регионе иметь доходы от хозяйства и направлять их на развитие производства, образование, богоугодные дела для сплачения коллектива. Общеизвестно, что именно в старообрядческой среде более длительно сохранялся традиционый русский костюм. Поэтому и у староверов вятского региона он включал у женщин рубаху, сарафан, головной платок, у мужчин - рубаху-косоворотку. Обязательны были пояса, нательные кресты, различные для мужчин и женщин, а при молении - лестовки и подручники. Уникальные образцы демонстрирует певческая традиция старообрядцев вятского края. Сохраняются семейные устои, особое внимание к грамотности и образованию, специфика в ментальности и т.д. В конце XX века, в связи с реформированием общественно-политической жизни, старообрядческая культура в Кировской области стала возрождаться. Оживилось общение людей, религиозная жизнь, началось строительство храмов. Так, например, только в 1990-е годы силами общин были построены старообрядческие храмы в г. Омутнинске, пос. Кильмезь, д. Микварово (Кильмезского р-на) и д. Кувакуши (Афанасьевского р-на). В 2001 году община города Кирова приступила к строительству храма в областном центре.
Уральский государственный университет им. А. М. Горького публикует часть исследований вошедших в сборник: "Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий". Подробно излагается история Федосеевского согласия на территории Вятского края.
| ||
![]() ![]() |
|||
|